Известно, что львиная доля связанных с техникой затрат приходится на ее
обслуживание и ремонт, а капитальный ремонт по затратам часто сравним со
стоимостью нового механизма. Существенной статьей расходов при
капитальном ремонте является простой механизма. Таким образом,
сокращение сроков капитального ремонта дает значительный экономический
эффект.
Как правило, основной причиной, вызывающей необходимость ремонта,
является износ поверхностей сопрягающихся деталей. И это, несмотря на
то, что большая часть технического обслуживания механизмов направлена на
предотвращение износа (смена смазки, регулировка зазоров и т.п.).
Одной из основных причин износа узлов трения большинства механизмов,
можно считать различие свойств, прежде всего, твердости соприкасающихся
поверхностей.
Очевидно, что обеспечить при изготовлении точное совпадение
твердости поверхностей хотя бы двух деталей практически невозможно,
поэтому обычно одну из деталей изготавливают заведомо менее
износостойкой, обеспечив, по возможности, простоту ее замены. Таким
образом, неизбежность ремонта заложена в большинстве механизмов
конструктивно.
Однако возможен принципиально иной метод, позволяющий не только
предотвратить износ, но и восстановить функциональное состояние
изношенных поверхностей, причем без прекращения эксплуатации и разборки
механизмов.
В основе метода лежит процесс
Направленной ИОнной
Диффузии,
давший название триботехническому составу (ТС)
"НИОД".
ТС "НИОД" это твердое вещество, параметры кристаллической решетки которого
очень близки к аналогичным параметрам одной из фазовых составляющих
стали, что позволяет ему, при определенных условиях, диффундировать в
глубину поверхностного слоя сопрягающихся деталей, вызывая упрочняющие
его дислокации.
НПИФ "ЭНИОН-БАЛТИКА" приступила к промышленному
внедрению триботехнических составов "НИОД" с 1991. К 2000 году
"НИОД" прошел испытания более чем на 1000 предприятий чёрной и цветной металлургии,
автотранспорта, железной дороги, энергетики, пищевой, добывающей и
перерабатывающей промышленности России и стран СНГ. Практика показала,
что ТС "НИОД" отвечает запросам потребителей и прекрасно зарекомендовал
себя при обработке:
Силовых приводов различных конструкций, мощности и назначения.
Компрессоров, шестеренчатых, плунжерных аксиально-поршневых и
др. типов насосов.
Подшипников качения и скольжения для восстановления и защиты от
износа.
Мягких сальниковых набивок - срок службы, которых, увеличивается
в 10-30 раз.
Компрессоры:
Редукторы:
Насосы:
Подшипники:
Триботехнические составы "НИОД" могут быть использованы, как прекрасные
полировочные, прикаточные и притирочные материалы, применяемые в
обработке металлов резанием и давлением. Добавка ТС "НИОД" в материалы, из
которых изготавливаются сальники и втулки, увеличивает срок их службы в
3-5 раз.
г.КалининградСТ ООО "ЛукойлКалининградморнефть"
5 января 2001 года на участке УТТ и СТ
была изготовлена пробная партия резиновых уплотнительных
манжетов с применеием триботехнических составов "НИОД", в количестве 12 шт.
Манжеты используются для уплотнения штока в цементационном
насосе 9Т цементировочного агрегата
ЦА-320. Размер манжеты 45×10×7,5.
Для изготовления манжетов
использовалась банзомаслостойкая сырая резина марки В-14 и
триботехнический состав "НИОД". Отмечено,
что при эксплуатации цементационного насоса 9Т в штатных
условиях, манжеты работают без замены от 4 до 40 часов, в
зависимости от нагрузок, после чего приходиться производить
ремонтные работы по восстановлению данного рабочего узла.
29.01.2001 года на
автомобиле КрАз (цементировочного агрегата ЦА-320) были
установлены в корпус сальника
цементировочного насоса 9Т манжеты, изготовленные с
применением технологий "НИОД".
На 27.02.2001 года эксплуатация манжет, без поджима при
помощи нажимной втулки, составивила 85 часов ( более чем в 2
раза) и продолжают работать.
Руководством УТТ и СТ ООО "ЛукойлКалининградморнефть"
принято решение дополнительно разместить заказ в ООО "Балтинэксим"
на изготовление еще 60 шт. аналогичных манжетов.
Применение ТС
"НИОД" на оборудовании ОАО "Газпром".
Из материалов Всероссийской Научно-практической
конференции " Нефть, газ, экология" 2015 год:
Обработанные ТС "НИОД" механизмы, в некоторых случаях (в
зависимости от их конструктивных особенностей),
могут работать "на сухую", т.е. без смазки, что позволяет
решить многие вопросы экологии и безопасности производства.
Эффект "сухого трения", т.е. возможность работы узлов и
механизмов без смазки, достигается за счет значительного
снижения трения и укрепления поверхностного слоя
сопрягающихся деталей, после их обработки ТС
"НИОД". Полученные результаты открывают широкие возможности для
решения многих технических и экономических задач
производства, что позволяет:
Значительно
увеличить
сроки службы узлов и механизмов, тем самым
увеличить межремонтный период и сократить
расходы на зап. части.
Отказаться от дорогих синтетических (часто импортных)
масел. Переход на отечественные минеральные
масла.
Экономить топливо и электроэнергию.
Производить замену дорогостоящих и дефицитных цветных
металлов на сталь и чугун.
Наиболее показательным примером работы
механизмов "на сухую", является опыт применения
триботехнических составов "НИОД" на железных
дорогах:
Октябрьская железная дорога.
Съёмка МПС Беларусии.
Более полную информацию,
о применении ТС "НИОД" на железнодорожном
транспорте, смотрите на странице "Железные дороги"
Во многих случаях
технические характеристики механизмов зависят от состояния (степени
износа) рабочих поверхностей, например работоспособность двигателей
внутреннего сгорания (ДВС) или воздушных компрессоров определяется, в
основном, состоянием цилиндро-поршневой группы. Применение
ТС "НИОД"
позволяет восстановить изношенные стенки цилиндров, улучшить прилегание
к ним компрессионных колец, увеличивая площадь пятна контакта до 90%. В
результате компрессия в ДВС восстанавливается до номинальных значений.
За прошедшие годы работы фирмой "ЭНИОН-БАЛТИКА" и ее представителями
обработаны десятки тысяч двигателей.
Обработка ТС "НИОД" воздушных компрессоров электротранспорта
(ЭК-4), в том числе подлежащих ремонту из-за низкой производительности,
позволяет поднять их технические характеристики до паспортного значения.
Одновременно снижается утечка смазки из картера через цилиндро-поршневую
группу.
Потери на трение могут достигать 50% (в червячных
редукторах). Высвобождающаяся при этом энергия идет на нагрев
механизмов, что ухудшает условия их работы. Особенно существенной эта
проблема становится при невозможности организации достаточного
охлаждения. В частности, мощность, передаваемая червячными редукторами,
часто ограничивается именно из-за перегрева редуктора. Проведенные
в лаборатории НПО "Русский дизель" эксперименты показали, что обработка
ТС "НИОД" позволяет снизить коэффициент трения в парах сталь-сталь,
сталь-чугун, сталь-бронза и т.п. в 5-10 раз. В результате температура
подшипниковых узлов снижается в 2-3 раза, червячных редукторов в 2,5-5
раз. Практически прекращается нагрев цилиндрических зубчатых передач.
Применение ТС "НИОД" позволяет произвести замену
дорогостоящих и дефицитных цветных металлов на сталь и чугун:
Минский тракторный завод
(МТЗ).
Для обработки был предоставлен двухкривошипный
пресс 400 т/с, с вкладышами, изготовленными из бронзы
ОСЦ-5-5-5. На прессе была произведена замена бронзовых
вкладышей на стальные.
В качестве материала новых вкладышей, использовалась сталь
35Л. Установленные втулки были обработаны ТС
"НИОД" непосредственно в рабочем узле. После обработки пресс был
запущен в работу в обычном режиме.
Никаких отклонений от
нормального режима работы пресса нет.
На МПЗ (Минском
подшипниковом заводе, бывший ГПЗ №-11) с июля 1994 г. по январь 1995 г.
в сепараторном цехе проводились испытания и внедрение триботехнического
препарата (пассиватора) "НИОД", удлиняющего межремонтный период и
позволяющего произвести замену дорогостоящих материалов пар трения.
20.06.94 на однокривошипном прессе, модель П-63,усилием 32
т.с., число ходов ползуна - 90 ходов/мин, были поставлены вкладыши
100×85×150 из бронзы ОЦС 6-6-3, прошедшие термоактивацию в 6 % смеси
солидола и порошка "НИОД-2" в течение 25 мин. 13.12.94 на однокривошипном
прессе, модель К 1430, усилием 100 т.с., число ходов ползуна 90
ходов/мин, были поставлены втулки 180×0160×210 и 160×0140×210 из стали
20 вместо бронзы АЖ 9-4. Предварительная обработка стальных втулок на
валу проводилась на токарном станке в течение I часа при числе оборотов
шпинделя 40.об/мин. 5% смесью солидола и ТС "НИОД-5".
25.10.94 на прессе К 1430 вместо втулок из бронзы АЖ
9-4 поставлены втулки из чугуна СЧ 21-40,обработанные 4% смесью солидола
с порошком "НИОД-2".
В настоящее время вышеуказанные пресса находятся в рабочем
состоянии. Предварительные данные эксплуатации обработанных пассиватором
"НИОД" деталей предполагают замену медь содержащих материалов на сталь.
ТС
"НИОД" абсолютно
инертен. Он не взаимодействует ни с какими химическими
веществами, не гигроскопичен и может применяться в
механизмах, работающих в агрессивной среде:
Новомосковский
комбинат "АЗОТ"
На предприятии обработано, триботехническими составами
"НИОД",
более 800 узлов и механизмов, работающих в разных условиях и
нагрузках. Результаты обработки говорят сами за себя.
Обработанные ТС "НИОД" узлы и механизмы работают в 2-10 раз
дольше по сравнению с необработанными.
Результаты обработки оборудования комбината
триботехническими составами "НИОД"